- 10 Октябрь 2020
-
6007
-
2
Ход королевы — обзор 3 серии
Третья серия популярного шоу «Ход королевы» называется «Сдвоенные пешки». Наличие шахматного термина в названии сериального эпизода обычно вызывает опасения у разбирающихся в игре зрителей. Сценаристы и режиссеры не всегда правильно понимают значение терминологии, используемой шахматистами. В данном случае шоураннеры избежали типичных ошибок и сделали правильную отсылку к сдвоенным пешкам в некоторых сценах эпизода.
Третья серия шоу рассказывает об изменениях в жизни Бет после выигрыша чемпионате штата — девушка впервые покидает Кентукки, участвует в турнирах по всей стране и заявляется на открытое первенство Соединенных Штатов. «Сдвоенные пешки» сложно назвать типичной историей спортсмена-новичка, который внезапно обыгрывает всех подряд. Обойдемся без спойлеров, но отметим — мелкие детали карьерного взлета Бет Хармон показаны очень красиво. В рамках статьи мы, по старой традиции, разберем сыгранные героями сериала шахматные партии.
Сдвоенные пешки — структура, возникающая на шахматной доске при последовательном расположении двух пешек одного цвета на одной вертикали. Подобная позиция рассматриваются как проявление слабости в позиции игрока (особенно в эндшпиле). Но во время миттельшпиля опытный шахматист может намеренно добиться появления сдвоенных пешек для получения позиционного преимущества. Такая тактика демонстрирует способность игрока оборачивать сложные ситуации в свою пользу. Но новичкам не стоит отчаиваться при появлении сдвоенных пешек в своем лагере — ситуация на доске может быстро измениться.
В начале третьей серии мы наблюдаем за Бет, прибывшей на открытый турнир в Цинциннати (штат Огайо). В отеле она видит группу игроков, играющих в шахматы. Один из сидящих за доской шахматистов произносит привлекшую внимание Хармон фразу: «Защита Каро-Канн, вот облом. Ходы пешками и никакой надежды на нормальную игру!». Диаграмма позиции на доске приведена ниже (ход белых).
Бет заявляет: «Я бы взяла коня. Если сделать этот ход, то можно добиться сдвоенных пешек у черных…». Следующий крупный план демонстрирует нам позицию, которая может развиться из предыдущей, но с практической точки зрения это маловероятно.
Диаграмма позволит лучше рассмотреть позицию. Ход белых. Бет и незнакомец уверен, что ферзь берет пешку на c4. И это будет ошибкой. Догадываетесь, почему?
Приведенная выше диаграмма отражает позицию на доске в партии Мизеса против Решевского (1935, положение после хода 30…Re4). Расположение пешек в реальной игре несколько отличается от того, что показано в сериале. Предположу, что это сделано с умыслом — шоураннеры дали зрителям возможность самостоятельно оценить вероятный исход. Загадочный незнакомец отмечает, что Решевский был старше Бет во время партии против Мизеса (и обладал большим опытом, поскольку не допустил появления сдвоенных пешек).
Хармон интересуется у своего собеседника, выступает ли он на открытых турнирах. Молодой человек отвечает: «Раньше я часто играл на открытых соревнованиях — но сейчас это может навредить мне. Ты же понимаешь, о чем я?». Эта фраза отсылает зрителей к распространенному среди опытных шахматистов мнению о том, что открытые турниры могут привести к незапланированной потере рейтинговых очков. В рамках подобных соревнований игрок не может заранее оценить силу своих соперников и целенаправленного готовиться к партиям против них. Только закрытые турниры по круговой системе позволяют шахматистам заранее знать расписание партий против конкретных оппонентов.
Как часто вам доводилось сталкиваться с сильным соперником на ранней стадии открытого турнира? Уверен, что всем нам хотя бы раз приходилось переживать ощущения, сходные с теми, что испытал оппонент Бет по первому раунду соревнований в Цинциннати. Подавленность — типичное состояние игрока, которому предстоит партия против соперника с большей практической силой. Это ощущение усиливается, если сидящим напротив шахматистом оказывается Бет Хармон, действующая чемпионка штата Кентукки.
Шахматы не предполагают активного боления зрителей (в отличие от футбола и десятков других видов спорта). Игра требует тишины и высокого уровня подготовки. В номере отеля после завершения первого раунда турнира Бет пытается проанализировать игру. Приемная мать Хармон смотрит телевизор. Звуки отвлекают девушку, мешая ей сосредоточиться. Уверен — подобные ситуации возникали в жизни каждого шахматиста.
Второй раунд турнира. Вокруг доски Бет собирается огромная толпа. Хармон затратила минимум времени на то, чтобы сломить сопротивление игравшего черными фигурами соперника. Позиция приведена на диаграмме.
Двигаемся дальше. Следующую партию девушка играет черными на одной из первых досок турнира. Соперником Бет становится шахматист по имени Рудольф. Позиция, возникшая по ходу поединка, представлена на диаграмме (ход белых).
Во время игры Бет замечает свою приемную мать Элму, стоящую неподалеку. Шахматисту всегда приятно видеть кого-то из близких по ходу в турнирной партии. Братья-близнецы Мэтт и Майк объясняют Элме позицию на доске (параллельно развлекая своими комментариями публику). Хармон ставит мат в два хода!
Несколько следующих сцен демонстрируют нам путешествия Бет по разным турнирам в сопровождении Элмы. Во время одного из перелетов шахматистка анализирует партию, используя карманную доску. До появления смартфонов и планшетов многие игроки постоянно носили с собой компактный набор фигур. Впрочем, некоторые предпочитают аналоговые карманные доски цифровым и сегодня.
Чуть позже зрители застают Бет за чтением журнала Chess Life. Хармон изучает статью о Василии Боргове, который выиграл первенство Советского Союза (персонаж придуман Уолтером Тевесом, автором книги «Ход королевы»). Заметка в журнале позволяет нам узнать, что в турнирной таблице чемпионата победитель обошел Михаила Таля, Бориса Спасского, Виктора Корчного и Леонида Штейна. В качестве экспертов, давших комментарии о турнире, в статье упомянуты Марк Тайманов и Ратмир Холмов. Единственная неточность в тексте — ошибка в написании фамилии «Таль» латиницей (Tal вместо Talh). Вероятно, таким образом создатели шоу избежали возможных юридических конфликтов с наследниками чемпиона мира.
В следующей сцене мы видим Бет, дающую интервью журналисту. Репортер задает Хармон вопросы обо всем, кроме шахмат. Бет рассказывает об апофении (способности видеть знакомые образы в случайных предметах). Вполне очевидно, что шахматисты замечают многие закономерности, которые игнорируют остальные люди. Это происходит не только во время партии, но и за пределами шахматной доски. Взрослым и детям, далеким от шахмат, такие навыки не всегда кажутся полезными. Журналист показывал Бет рисунки, отдаленно напоминающие шахматные фигуры. Хармон назвала их просто картинками. На следующий день девушку ожидало разочарование: «Они не напечатали даже половину того, что я сказала!». Слова шахматистки были обращены к Элме, которая читала интервью приемной дочери в газете. Случалось ли с вами подобное? Не будем углубляться в особенности работы журналистов и просто оставим эту сцену шоу без комментариев.
Следующая сцена — прыжок во времени. Бет оказывается в Лас-Вегасе (1966). Штат Невада принимает открытый чемпионат США по шахматам. В отеле Хармон встречает Таунса, своего соперника по турниру в Кентукки. Молодой человек стал журналистом и прибыл в Вегас для освещения соревнований. Таунс приглашает Бет в свой номер. Там девушка замечает доску с расставленными фигурами. Позиция представлена на диаграмме.
Расстановка фигур воспроизводит партию Ефима Геллера против Василия Смыслова. Поединок был сыгран в 1953 году (Гагра, Абхазская АССР).
Таунс фотографирует сидящую за доской Бет и просит девушку сделать несколько ходов. Хармон точно следует ходу партии: 18 … Rad8 19.g4 Bg6 20.Re3. Вероятно, она уже видела нотацию этого поединка, сыгранного тринадцать лет назад (относительно событий фильма). Мы не видим завершения экранной партии. В игре Геллера и Смыслова победа досталась черным.
Несколько сцен спустя мы видим Бет, которая рассуждает о своих победах. Первую партию по ходу турнира она выиграла у «парня из Оклахомы», затратив на это «всего два десятка ходов». Ниже приведена диаграмма этого поединка.
Позиция после четырнадцатого хода — Qf5+. Как я узнал его номер, ведь в этой сцене не показали других перемещений фигур? Все просто — нотация партии совпадает с поединком, который в 1620 году провел Джоакино Греко против неизвестного соперника. Игра завершилась матом на пятнадцатом ходу. Вероятно, победа досталась Бет аналогичным образом. К сожалению, зрителям этого не показали.
Бет обсуждает Бенни Уотса (победителя открытого чемпионата страны 1963 года) с Элмой. В следующей сцене мы видим, что девушка беседует с шахматистом. Уотс делится с Хармон своими соображениями относительно ее партии с Белтиком во время чемпионата Кентукки. Бет понимает, что Бенни указал ей на ошибку. Эту неточность девушка не заметила три года назад. Шахматистка пребывает в шоке, но не показывает этого Уотсу.
Партия против Белтика, ход белых. Сегодня мы просто загружаем расстановку фигур из старых партий в компьютер и получаем подробный анализ позиции. В 1966 году подобное казалось фантастикой.
Спустя некоторое время Бет находит правильный ход — пешкой на c4. Нам не показали количество времени, которое потребовалось Хармон на анализ партии. У меня сложилось впечатление, что весь процесс отнял у девушки всего несколько минут. Но создатели сериала могли ускорить сцену для экономии времени и сокращения хронометража эпизода.
Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, что занимает мысли шахматистов перед совершением первого хода партии? Что они делают, как принимают решение? Третий эпизод сериала прекрасно показал нам этот процесс. В последнем туре американского первенства 1966 года Бет Хармон предстояло сыграть против Бенни Уотса.
Молодой шахматист, игравший черными, выбрал вариант Найдорфа в сицилианской защите. Именно этот дебют мистер Шайбел показал Бет в подвале сиротского приюта в Кентукки девять лет назад в числе первых.
После пары ходов мы видим новую сцену. Бет обсуждает партию со своей приемной матерью. Затем нам показывают позицию на большой электронной доске. Это Вегас, здесь все светится и сияет! Почему на доске указано «Э. Хармон», а не «Б. Хармон»? Если вы внимательно смотрели первые серии, то могли заметить — девушка постоянно исправляет тех, кто думает, что Бет — сокращенная форма имени Элизабет. Шахматистка отрицает это, она — Бет и только Бет (хотя в её документах указано полное имя — Элизабет).
Ход белых. Проигрышная позиция для Бет. Через пару ходов она вспомнит наставления мистера Шайбела о принятии поражения: признать победу оппонента следует до того, как будет поставлен очевидный мат.
Бет обсуждает проигрыш со своей приемной матерью. Элма пытается утешить девушку и говорит, что все понимает. Но если вы хоть раз говорили о поражении с людьми, которые не умеют играть в шахматы, то вы легко поймете чувства Бет. Завершается эпизод красивой музыкальной композицией — The End of the World в исполнении Скитер Дэвис.
Проигрывать всегда неприятно. Наше настроение ухудшается, а меланхоличная песня только усиливает его. Но мелодия — это своеобразное воплощение переполняющих нас чувств. Музыка создается для любого настроения, любых жизненных ситуаций.
В третьем эпизоде мы увидели новые турнирные успехи Бет. Создатели сериала показали нам изменившееся отношение Хармон к собственным ошибкам и последствия этих перемен. Какое-то время дела Бет шли отлично. Но болезнь Элмы придала девушке эмоциональный импульс. Поездка на открытый чемпионат США в 1966 году подчеркнула важность приемной матери для Бет. Название «Сдвоенные пешки» отлично подошло этому эпизоду сериала.
Похожие материалы
2 комментарий в “Ход королевы — обзор 3 серии”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Почему во 2 раунде соперник сдается после хода Бет ферзем на е6 и шаха? Там же можно было выкрутиться.
А как? Черным нужно закрываться от шаха ладьей с d7, чтобы её не потерять. Белые меняются слонами на поле g6, а затем играют ладья d7. Связанную ладью можно защитить только ферзем, но белые просто меняются два раза на поле f7 и затем забирают королем ладью на b2.