- 11 Ноябрь 2020
-
4394
-
0
Deep Blue
На протяжении сотен лет в шахматы играли только люди. Мистификаторы и мошенники создавали шахматные автоматы — имитацию разумных механизмов. Подобными устройствами управляли искусные игроки, без труда побеждавшие знаменитых политиков, ученых, писателей или заплативших за партию обывателей.
Четыре десятилетия назад появились первые компьютерные программы, использовавшиеся гроссмейстерами для тренировок и анализа сыгранных партий. Во второй половине 1980-х годов представители шахматного сообщества не сомневались в том, что машина никогда не сможет победить человека в очном противостоянии. Десять лет спустя, в мае 1997 года, суперкомпьютер Deep Blue выиграл матч из шести партий у Гарри Каспарова. Разработка IBM навсегда изменила мир профессиональных шахмат.
Создание компьютера Deep Blue
Машина, обыгравшая чемпиона мира, была создана инженерами компании IBM. Поклонники шахмат были шокированы поражением Каспарова — шахматист возглавлял рейтинг ФИДЕ с 1985 года и редко уступал в официальных партиях. Эксперты по искусственному интеллекту заявили о победе машин в умственном противостоянии с человеком.
Прообраз Deep Blue был разработан во второй половине 1980-х годов. В 1985 году группа энтузиастов из университета Карнегги — Меллона (Питтсбург) создала программное обеспечение и аппаратную платформу для шахматного симулятора. Работы по совершенствованию софта велись на протяжении нескольких лет. В 1987 программа была переименована в Deep Thought. Два года спустя IBM выкупила права на ПО и начала разработку Beep Blue. Консультантом проекта стал гроссмейстер Джоэл Бенджамин.
В конце 1996 года специалистам IBM удалось оптимизировать алгоритмы суперкомпьютера и повысить производительность аппаратной платформы. Машина могла анализировать до двухсот миллионов позиций в секунду. После исторического матча против Каспарова оригинальный компьютер, размещавшийся в двух серверных шкафах, был разделен. Одна стойка досталась Национальному музею Американской истории. Вторая часть комплектующих машины была передана Музею компьютерной истории.
Матчи Deep Blue — Гарри Каспаров
Суперкомпьютер провел два матча против Гарри Каспарова. В феврале 1996 года чемпион мира победил Deep Blue со счетом 4:2. Машина выиграла первую партию противостояния, сотворив сенсацию. Впервые в истории шахмат сильнейший игрок планеты проиграл искусственному интеллекту. В пяти следующих партиях Каспаров одержал три победы при двух ничьих.
Перед матчем 1997 года IBM обновила программную и аппаратную составляющие Deep Blue. В повторном поединке суперкомпьютер оказался сильнее — 3,5:2,5. Каспаров выиграл первую партию, машина — вторую. Затем оппоненты трижды подряд свели поединки к ничьим. Шестая (и решающая) партия осталась за Deep Blue.
Победа в первой партии матча 1996 года была достигнута Deep Blue за 37 ходов. Компьютер разыграл вариант Алапина против сицилианской защиты. Машине удалось найти уязвимые точки в пешечной структуре Каспарова. После хода 24…exd5 все пешки чемпиона мира оказались либо изолированными, либо сдвоенными.
Гарри Кимович смог выровнять позицию, но допустил неточность — 27…d4. За следующие десять ходов Deep Blue сумел добиться победы.
В последней партии второго матча Deep Blue сделал нетипичный для машины ход. Каспаров выбрал защиту Каро-Канн и совершил ход 7…h6. Суперкомпьютер не стал беречь коня и пошел на неожиданную для соперника жертву в дебюте — 8.Nxe6.
Спустя одиннадцать ходов партия завершилась победой машины. Позднее Каспаров высказал предположение о том, что жертва была сделана не машиной, а сильным гроссмейстером-консультантом IBM. Создатели Deep Blue отвергали все обвинения в помощи живых шахматистов компьютеру.
Матч между Гарри Каспаровым Deep Blue привлек столь пристальное внимание всего мира, что вдохновил съемочную группу на создание документального фильма. Это цельное произведение включает интервью с тринадцатым чемпионом мира, а также болельщиками и разработчиками суперкомпьютера. Вы своими глазами увидите все, что сопутствовало матчу: подозрения, драматические повороты и переживания Каспарова.