Классическая жертва слона

Классическая жертва слона

162
0

В данной статье пойдет речь о ситуациях, которые довольно часто случаются в шахматных партиях. Это положения, в которых есть возможность провести классическую жертву слона. Этот тактический прием можно назвать типичным, но каждый раз необходимо учитывать особенности конкретной позиции. Для начала перечислим факторы, которые делают возможной такую жертву:

  • пешка на h7/h2 должна быть уязвимой, то есть защищенной лишь королем, а не конем или слоном;
  • фигуры атакующей стороны обязаны быть скоординированы соответствующим образом. Слон должен работать по диагонали b1-h7 (или b8-h2), конь подключаться к игре через поле g5 (g4), а ферзь через поле h5 (h4);
  • пешечная структура также играет важную роль. Обычно пешка стоит на поле е5 (е4), исключая появление коня на f6 (f3) и мешая королю убежать по маршруту f6-e7 (f3-e2).

Далее рассмотрим партии сильных гроссмейстеров, в которых они проводили классическую жертву слона в различных редакциях.

На диаграмме выше черные только что сыграли 14…Qb6, уверенные в том, что поле g5 защищено слоном на e7, поэтому пока не проходит жертва на h7. Но у белых, которыми руководил белорусский гроссмейстер Сергей Жигалко, нашёлся отличный трюк. Они совершили ход 15.Bg5!, угрожая сначала забрать фигуру ходом 16.Rxc6, а в случае 15…Bxg5 уже с успехом проходит 16.Bxh7+!

Смотрите также:  Почему шахматисты не сдаются в проигранной позиции?

Еще один пример того, что жертва на поле h7 — это лишь первый шаг к стремительной атаке четырьмя фигурами на короля черных. Блестящая партия тринадцатого чемпиона мира Гарри Каспарова, которую полезно выучить наизусть.

Здесь белые еще не нанесли удар Bxh7. Однако в этой редкой ситуации они сначала жертвуют коня на h7, а затем слона, что приводит к опаснейшей атаке. Позже черным пришлось вернуть материал, но даже после этого они попались на вторую жертву. В этой красивой партии перуанский гроссмейстер Хулио Гранда-Зунига оказался в своей стихии, продемонстрировав незаурядный комбинационный талант.

(162)

ХОЧЕШЬ ОСТАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ? ПИШИ НИЖЕ