Староиндийская защита относится к полузакрытым началам и возникает на доске после ходов 1. d 4 К f 6 2. c 4 g 6 3.К c 3 С g 7 . Является одним из самых популярных методов борьбы за черных против дебюта ферзевой пешки.
Материал, освещающий данную тему разбит на две части. В настоящей статье разбирается староиндийская защита за черных : на примере классической системы 4. e4 d6 5.Кf3 и ее разветвлений (основной вариант , вариант Глигорича , система Петросяна , разменный вариант ) рассматриваются основные идеи и возможности сторон с акцентом на игру черных. На странице «Староиндийская защита за белых » читатель сможет ознакомиться с системами фианкетто 4. g3 , Земиша 5. f3 , Авербаха 5. Ce2 и вариантом четырех пешек 5. f4 .
1. d4 Nf6 2. c4 g6 3. Nc3 Bg7 4. e4
({0) система фианкетто} 4. g3) 4... d6 {1) классическая система} 5. Nf3
({2) система Земиша} 5. f3)
({3) система Авербаха} 5. Be2)
({4) система Макогонова} 5. h3)
({5) вариант четырех пешек} 5. f4)
({6)} 5. Bd3)
({7)} 5. Nge2)
({8)} 5. Bg5)
({9)} 5. g3) 5... O-O 6. Be2 e5 7. O-O {— основной вариант}
(7. Be3 {— вариант Глигорича})
(7. d5 {— система Петросяна})
(7. dxe5 {— разменный вариант}) *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
В староиндийской защите черные намеренно уступают белым центр, с тем чтобы в дальнейшем организовать на него давление и получить контригру. Первоочередную роль в этом играют типовые подрывы e 7- e 5 и f 7- f 5 , в некоторых случаях c 7- c 5 . Староиндийский чернопольных слон в большинстве вариантов вынуждает белых закрывать центр. Стороны, как правило, расставляют акценты атаки на противоположных флангах: черные – на королевском, белые – на ферзевом. Нередко такое разделение является условным.
В позиции начальной расстановки дебюта наиболее принципиальным за белых является 4. e 4 – это продолжение во многом характеризует староиндийскую защиту, отвечая 4… d 6 черные препятствуют e 4- e 5 . В распоряжении белых имеется ряд возможностей продолжить игру, главная из них – 5.К f 3 . Черные завершают развитие королевского фланга 5…0-0 и проводят 6… e 5 . Далее содержательно рассмотрим четыре важнейшие линии.
Вариант Глигорича
[FEN "rnbq1rk1/ppp2pbp/3p1np1/4p3/2PPP3/2N2N2/PP2BPPP/R1BQK2R w KQ - 0 7"]
7. Be3 {основным продолжением за черных является немедленная атака белого чернопольного слона, который занял хорошее, но в то же время неустойчивое положение} Ng4
({в случае хода} 7... Nc6 {белые начинают скорую игру на ферзевом фланге путем} 8. d5 Ne7 9. Nd2 Ne8 10. b4 {и в дальнейшем выясняется, что план черных, связанный с типичной атакой на королевском фланге с помощью f7-f5, запаздывает} f5 11. f3 {и белые добиваются преимущества в продолжениях:} f4 (11... Nf6 12. c5 Nh5 13. Nc4 Nf4 14. O-O g5 15. cxd6 cxd6 16. Nb5 Rf6 17. Nxa7) 12. Bf2 g5 13. c5) 8. Bg5
(8. Bc1 {данное отступление черные встречают разменом в центре} exd4 9. Nxd4 {и мощным выпадом ферзя на h4} Qh4 10. Bxg4 Bxg4 11. Qd2 {с перевесом у черных}) 8... f6 9. Bh4
({обратный маневр слона в этом случае уже возможен, т. к. черная пешка встала на f6} 9. Bc1 {здесь черные разменивают пару легких фигур и пешек} exd4 10. Nxd4 f5 11. O-O fxe4 12. Bxg4 Bxg4 13. Qxg4 Bxd4 14. Qxe4 Nc6 15. Bh6 Rf7 16. Rad1 Qf6 {и уравнивают}) 9... Nc6
({черные имеют возможность выключить из игры белого слона, но при этом они значительно ослабляют королевский фланг, что может быть чревато, т.к. белые еще не рокировали} 9... g5 10. Bg3 Nh6 11. dxe5 dxe5 (11... fxe5 {?} 12. h4 {у белых сильная атака}) 12. Qd5+ Kh8 13. Qxd8 Rxd8 14. h4 g4 15. Nd2 {позиция оценивается, как игровая, но с практической точки зрения является более комфортной для белых}) 10. d5 ({если} 10. O-O {тогда ход} g5 {имеет больше оснований быть сделанным} 11. Bg3 Nh6 {[%cal Re5d4,Gg5g4]} 12. dxe5 (12. h3 f5 {[%cal Rg7d4]}) (12. d5 Ne7 {[%cal Ge7g6,Gg6f4,Gf6f5]}) 12... fxe5 {[%cal Gc7c6,Gc6d4,Gg5g4]}) 10... Ne7 11. Nd2 f5 12. Bxg4
({продолжая} 12. O-O {стороны как правило избирают классическую староиндийскую игру с обоюдоострыми шансами на противоположных флангах} Nf6 13. f3 f4 14. b4 h6 15. c5 g5)
({также возможно} 12. h3 Nf6 13. g4 c6 {[%cal Ga7a6,Gb7b5] в этом случае черные стремятся к тому, чтобы ослабить ферзевый фланг белых, с большой вероятностью определяя положение их короля в центре, где будут пытаться организовать на него атаку}) 12... fxg4 {[%cal Gh7h6,Gg6g5]} 13. Bg5 h6 14. Be3 c5 15. dxc6 (15. Rb1 g5 16. b4 b6 {[%cal Gh5h5,Gh5h4,Ge7g6,Gg6f4]}) 15... bxc6 16. b4 Be6 {[%cal Yb4b5,Gc4c5] белые ведут игру против слабости пешки d6 и g4, черные обладают преимуществом двух слонов, стараются вскрыть позицию короткой рокировки белых и готовят по возможности прорыв d6-d5.} *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Система Петросяна
[FEN "rnbq1rk1/ppp2pbp/3p1np1/4p3/2PPP3/2N2N2/PP2BPPP/R1BQK2R w KQ - 0 7"]
7. d5 {[%cal Gb8a6] белые определяют пешечную структуру, не торопятся с рокировкой, но ослабляют поле c5 и делают это без темпа, что позволяет черным выстроить контригру} a5
({с той же идеей черные могут сыграть} 7... Nh5 {но тогда} 8. g3 {не пуская коня на f4, и снова плохо} f5 {из-за} 9. exf5 Bxf5 (9... gxf5 {?} 10. Nxe5 {!}) 10. Ng5 {[%cal Gg5e6,Ge2d3]})
({идея немедленного типового подрыва для староиндийской защиты f7-f5 в системе Петросяна наталкивается на возражение} 7... Ne8 8. h4 f5 9. h5 f4 10. hxg6 hxg6 11. g3 Nd7 12. Bd2 Qe7 13. Qc2 Nef6 14. O-O-O {черные бесхитростно вскрыли королевский фланг, но белые рокировали в длинную сторону и тем самым получили собственную атаку}) 8. Bg5 {[%cal Gf3d2]}
({ход} 8. O-O {не ставит перед черными серьезных проблем — у них ясная и комфортная игра} Na6 9. Ne1 {[%cal Gc4c5,Ge1d3]} Nc5 10. f3 Nh5 11. Nd3 Nxd3 12. Bxd3 Nf4 13. g3 Nxd3 14. Qxd3 Bh3 15. Rf2 f5)
({возможная атака белых на королевском фланге в хитром продолжении} 8. Nd2 {оказывается тупиковой и не опасна для черных, которые переключают свое внимание на ферзевый фланг} Na6 9. h4 Nc5 10. h5 c6 11. g4 cxd5 12. cxd5 a4 13. g5 Ne8 {[%cal Gd8a5,Gc8d7,Gb7b5]}) 8... h6
({неточностью в этой позиции оказывается ход} 8... Na6 {из-за} 9. Nd2 {и теперь, если} h6 {тогда} 10. Be3 {[%csl Rg4][%cal Re2g4] белые взяли под контроль пункт g4 и получили идеальную для себя структуру в системе Петросяна}) 9. Bh4 (9. Be3 Ng4 {[%cal Gf7f5]}) 9... g5 (9... Na6 {— основной ход в позиции; далее возможен следующий вариант:} 10. Nd2 Qe8 11. O-O Nh7 12. a3 Bd7 13. b3 h5 14. f3 Bh6 15. Rb1 Be3+ 16. Kh1 Bc5 17. Qc1 {с примерным равенством}) 10. Bg3 Nh5 {[%cal Gh5f4]} 11. h4 ({если} 11. Nd2 {тогда} Nf4 12. O-O (12. Bxf4 exf4 {[%cal Gg7c3]}) 12... Na6 13. Re1 Nc5 14. Bf1 Bd7 15. b3 h5 16. f3 g4 17. Bf2 Ncd3 18. Bxd3 Nxd3 19. Rf1 Bh6 {с перспективной атакой у черных}) 11... g4 12. Nh2
({также встречалось} 12. Nd2 Nxg3 13. fxg3 h5 14. O-O Na6 15. Bd3 c6) 12... Nxg3 13. fxg3 h5 {положение коня на h2 в подобных позициях в подавляющем большинстве случаев предрекает жертву на g4} 14. O-O Na6
({черные могут позволить белым с успехом реализовать задуманное в продолжении:} 14... Bh6 15. Nxg4 hxg4 16. Bxg4 Nd7 17. Qf3 Bg7 18. Nd1 Qf6 19. Bf5 Qh6 20. Ne3 Kh8 21. Rf2 Nc5 22. Raf1 {у черных крайне тяжелая позиция}) 15. Bd3
({осуществить жертву коня белые могут и здесь, однако в данном положении черные не потратили темп на Сg7-h6, они успевают доразвиться и имеют лучшие шансы} 15. Nxg4 hxg4 16. Bxg4 c6 {[%cal Gd8b6,Gb6e3]})
({готовя сдвоение ладей по вертикали f и беря под контроль поле h6, белые могут пойти} 15. Qd2 {но тогда} Nc5 {из-за f7-f5 приходится делать ход} 16. Bd3 Nxd3 17. Qxd3 {не смотря на нехватку боев на f5, черные таки играют} f5 18. exf5 {и путем жертвы пешки открывают чернопольного слона} e4 19. Nxe4 (19. Qxe4 Qf6) 19... Bxf5 {что дает им ощутимую компенсацию}) 15... c6 16. Rf2 Qb6 17. Qd2 {[%cal Gf7f5] с инициативной игрой по черным полям за черных и уже упомянутой ключевой идеей f7-f5.} *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Разменный вариант
[FEN "rnbq1rk1/ppp2pbp/3p1np1/4p3/2PPP3/2N2N2/PP2BPPP/R1BQK2R w KQ - 0 7"]
7. dxe5 dxe5 {[%cal Gb8c6,Gc6d4] идея черных заключается в том, чтобы занять конем опорный пункт d4, поэтому уже сейчас белые должны действовать активно} 8. Qxd8
({в случае} 8. O-O {черные реализуют свою идею} Nc6 9. Bg5 Bg4 {[%cal Gc6d4]})
(8. Bg5 {[%cal Gc3d5,Rd1d8,Rg5f6] белые хотят разменяться на f6 и d8, после чего вторгнуться конем на d5} Nbd7 {[%cal Gf8d8,Gd8e7,Gc7c6,Gh7h6,Yf6h7,Yh7f8,Yf8e6,Ye6d4,Yd7c5,Yc5e6] черные поддерживают пункт f6, защищаются от размена, проводят c7-c6 с тем, чтобы препятствовать наскокам белого коня, избавляются от связки, приступают к типовым маневрам, изображенным стрелками}) 8... Rxd8 9. Bg5 {[%cal Gc3d5,Rd5c7,Rd5f6,Rg5f6]} (9. Nxe5 {?} Nxe4 {!} 10. Nxf7 {??} Bxc3+ 11. bxc3 Kxf7) 9... Re8 10. Nd5
({если} 10. O-O-O {тогда имеет смысл сначала определить положение белого слона} h6 11. Bh4 {а затем вывести коня на a6, откуда он защищает поле c7 и стремится попасть на c5} Na6 12. Ne1 c6 13. Nc2 Nc5 14. f3 a5 {[%cal Gc5e6,Ge6d4,Gf6h5,Gh5f4]})
({теперь не страшно} 10. Bxf6 Bxf6 11. Nd5 {из-за} Bd8) 10... Nxd5 11. cxd5 c6 {— важный ход в таких позициях} 12. Bc4 (12. dxc6 Nxc6) 12... cxd5 13. Bxd5 Na6 {[%cal Ga6c7,Ga6c5,Ga6b4,Rc5e4,Rc5d3,Rb4c2,Rb4d3,Rb4d5]} 14. O-O-O Nc7 15. Bb3 {белопольный слон белых — фигура сильная, поэтому стратегически верно будет его разменять и окончательно добиться игры с равными шансами} Be6
({также неплохо перед этим захватить пространство} 15... a5 16. a3 a4 17. Ba2 Be6 {и в случае} 18. Bxe6 Nxe6 19. Be3 b5 {[%cal Ge8b8,Gb5b4] у черных комфортная и инициативная позиция с некоторым перевесом за счет активности на ферзевом фланге.}) *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Основной вариант
[FEN "rnbq1rk1/ppp2pbp/3p1np1/4p3/2PPP3/2N2N2/PP2BPPP/R1BQK2R w KQ - 0 7"]
7. O-O {провоцируя белых на d4-d5, позволяет сразу обострить борьбу главное продолжение} Nc6 ({второй по популярности ход} 7... Nbd7 {ведет как правило к более маневренной игре}) 8. d5 Ne7 {на доске — одна из важнейших табий староиндийской защиты; белые ведут игру на ферзевом фланге, их замысел главным образом направлен на атаку через подрыв c4-c5 ключевого пункта d6, основу всех индийских построений; черные в свою очередь посредством f7-f5 атакуют базу пешечной цепи белых пункт e4 и организуют пешечно-фигурный штурм на королевском фланге; в этой позиции наибольшей популярностью пользуются ходы: 1) т.н. вариант Тайманова — мгновенное} 9. b4
({2) с идеями освободить поле f3 для пешки и как правило разместить коня на d3 для продвижения c4-c5} 9. Ne1 {[%cal Ge1d3]} Nd7 10. Be3 f5 11. f3 f4 12. Bf2 g5 {белые захватили пространство на ферзевом фланге, черные ведут атаку на королевском — позиция с обоюдными шансами, подтвержденными статистикой})
({3) с другим маршрутом коня, который направляется на b3, но с тем же генеральным замыслом} 9. Nd2 {[%cal Gd2b3]} a5 {замедляя b2-b4} 10. a3 Nd7 {освобождая путь пешке f и укрепляя поле c5} 11. Rb1 f5 12. b4 axb4
({в партии Каспаров — Смирин, Москва, 1988, 1-0 белые добились преимущества в варианте} 12... b6 13. f3 f4 14. Na4 axb4 15. axb4 g5 16. c5 Nf6 17. cxd6 cxd6 18. b5 {слабости на b6 и d6 определяют перевес белых}) 13. axb4 Kh8 {смысл хода заключается в том, чтобы через g8 перевести коня с e7 на f6 или h6, откуда тот переходит на g4 или f5, оставляя при этом другого коня на d7 сторожить поле c5; стоит однако отметить, что в определенных вариантах последний может обоснованно покинуть d7 и снова занять пункт f6} 14. f3 c6 15. dxc6 bxc6 16. Nb3 {в этом положении черные могут пожертвовать пешку и попробовать осложнить игру ходом} fxe4 ({или защититься} 16... Nf6) 17. Qxd6 exf3 18. Bxf3 Nf5 19. Qxc6 Rb8 {аналитически позиция ведет к троекратному повторению в следующем варианте:} 20. Nd5 e4 21. Bxe4 Bb7 22. Qe6 Nb6 23. Bb2 Bxb2 24. Rxb2 Nxd5 25. Bxd5 Re8 26. Qf7 Rf8 27. Qe6 Re8 28. Qf7 Rf8 29. Qe6) 9... Nh5 ({слабее} 9... a5 {ввиду} 10. Ba3 axb4 11. Bxb4 {положение слона на b4 к выгоде белых}) 10. Re1
({возможен также препятствующий маневру Кh5-f4 ход} 10. g3 {в то же время ослабление пешечного прикрытия своего короля негативно сказывается на игре белых}) 10... f5 ({если} 10... Nf4 {тогда} 11. Bf1 {и далее:} a5 12. bxa5 Rxa5 13. Nd2 c5 14. a4 Ra6 15. Ra3 {с небольшим перевесом у белых}) 11. Ng5 Nf6 12. f3
({примерно с той же частотой здесь встречалось продолжение} 12. Bf3 {после чего борьба может развиваться следующим образом:} c6 13. Be3 h6 14. Ne6 Bxe6 15. dxe6 fxe4 16. Nxe4 Nxe4 17. Bxe4 {с равными шансами}) 12... Kh8 13. Rb1 h6 14. Ne6 Bxe6 15. dxe6 fxe4 16. fxe4 Nc6 17. Nd5 Ng8 18. Bd3 Nd4 19. Qg4 g5 {со сложной и опасной игрой.} *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
В завершение: Классический сценарий игры при односторонних рокировках и закрытом центре в староиндийской защите предполагает острую и динамичную игру на встречных курсах. Типичный атакующий план черных с продвижением f7-f5(-f4), наступлением крайних пешек и концентрацией сил на королевском фланге соперника с матовыми угрозами позволяет завязать интересную и энергичную борьбу с высокими шансами на успех. На идеях и основе староиндийской защиты при желании можно выстроить целый дебютный репертуар за черных, включив в него против 1.e4 защиту Пирца-Уфицева .
Шахматы с древних времен и до наших дней являются самой незаменимой игрой так сказать в оффлайне.То есть они не нуждаются в электричестве,но пожалуй ни хуже компьютерных игр.Превосходно развивают логику и мышление!Как и мне в своё время,прививаю любовь к ним у своих детей!Кто играет в шахматы ,тот считаю вполне умный человек!
Давно пытаюсь освоить строиндийскую защиту, но это довольно сложный дебют. Приобрёл книгу по ней, но в ней почти 400 страниц. Для этого моей жизни уже не хватит, мне 57. Но всё же это на мой взгляд почти идеальный вариант. Есть более совершенный-это сицилианка, но там уже 2-х моих жизней не хватит. Поэтому в основном играю открытые дебюты и гамбиты. Это полегче.