Принятый ферзевый гамбит возникает на доске после ходов 1. d 4 d 5 2. c 4 dxc 4 . Белые своим первым ходом захватывают пространство в центре, черные действуют симметрично. В ответ белые предлагают жертву пешки, играя 2. c 4 . Черные могут отказаться от предложенной пешки, избрав таким образом другой дебют. Но если они играют 2… dxc 4 , то перед нами Принятый ферзевый гамбит. Белые сразу же могут захватить центр, если сыграют 3.e4. Но черные чаще всего немедленно подрывают эту конструкцию ходом 3…e5. Однако ход 3.e4 – не основное продолжение в данном дебюте. Наиболее популярное продолжение по статистике и главное в теории это 3.Кf3, которое рассматривается в настоящей статье.
1. d4 d5 2. c4 dxc4 {[%cal Gg1f3,Ge2e4,Ge2e3,Gb1c3] Главное продолжение:} 3. Nf3
({Возможный ход:} 3. e3)
({Система с ранним ходом e2-e4:} 3. e4)
({Наименее популярный вариант:} 3. Nc3) *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Вариант «3.К f3 »
[FEN "rnbqkbnr/ppp1pppp/8/8/2pP4/8/PP2PPPP/RNBQKBNR w KQkq - 0 3"]
3. Nf3 {[%cal Gc7c5,Ge7e6,Gg8f6,Gh7h6] В этой позиции у черных есть несколько ходов — они показаны стрелками. Основное продолжение:} Nf6 {Белые обычно играют} 4. e3
({Возможно также} 4. Nc3 {что может привести к примерно такому варианту:} c6 5. a4 Bf5 6. Ne5 Nbd7 7. Nxc4 Qc7 8. g3 e5 9. dxe5 Nxe5 10. Bf4 Nfd7 11. Bg2 g5 12. Bxe5 Nxe5 13. Qd4 f6 14. O-O-O Be7 15. Ne3 Be6 {с равенством.}) 4... e6 {Белые отыгрывают пешку} 5. Bxc4 {Следует подрыв в центре} c5 6. O-O a6 {[%cal Ga2a4,Gc4b3,Gc4d3,Gd1e2,Gd4c5] В этом положении у белых несколько продолжений, все они примерно равноценные:} 7. Bb3
(7. dxc5 {с разменом ферзей} Qxd1 8. Rxd1 Bxc5 {[%cal Ga2a3,Gb2b3,Gc4e2,Gb1d2]})
(7. a4 {не позволяя провести <em>7…b5</em>, на что возникает позиция с изолированной пешкой у белых} cxd4 8. exd4 Nc6 9. Nc3 Be7 {[%cal Ge8g8,Gf1e1,Gc1e3]})
(7. Qe2 {уходя из-под размена и допуская} b5 8. Bb3 ({Если} 8. Bd3 {тогда следует более конкретное продолжение} cxd4 9. exd4 Be7 10. a4 bxa4 11. Rxa4 O-O 12. Nc3 Bb7 13. Bg5 Nc6 14. Rd1 {Следующий ход направлен на то, чтобы расположить в дальнейшем слона на <em>b5</em>, что позиционно сильно:} a5 {Белые должны препятствовать:} 15. Bxf6 Bxf6 {с примерно равной игрой.}) 8... Bb7 {[%cal Ga2a4,Gb1c3,Gf1d1]}) 7... Nc6
({Возможно} 7... cxd4 8. exd4 Nc6 9. Nc3 Be7 {[%cal Ga2a3,Gf1e1,Gc1g5,Gc1f4] и, например} 10. Re1 ({Полностью уравнивает в этой позиции} 10. d5 exd5 11. Nxd5 Nxd5 12. Bxd5 O-O 13. Be3)) 8. Nc3 cxd4
({Или} 8... b5 9. Qe2 Bb7 {[%cal Gd4c5,Gf1d1]}) 9. exd4 Be7 10. Re1 O-O {[%cal Gc8b7,Gb7b5,Gc6a5,Gd8b6,Gd8c7,Ga2a3,Gd1d3,Gc1g5,Gc1f4] Некоторые возможные в дальнейшем ходы обеих сторон показаны стрелками.} *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
[FEN "r1bqk2r/1p2bppp/p1n1pn2/8/3P4/1BN2N2/PP3PPP/R1BQR1K1 b kq - 0 10"]
10... O-O {Допустим белые играют:} 11. Bf4 {тогда} Na5 12.
Bc2
({Или} 12. d5 Nxb3 13. Qxb3 exd5 14. Rad1 Be6 15. Qxb7 Bd6 16. Bg5 h6 17. Bh4
Rb8 18. Qxa6 Rxb2 {с равенством.}) 12... b5 {Сильно в этой позиции:} 13. d5 exd5 14. Qd3 {Черные вынуждены играть} Nc6
({Например, если} 14... Nc4 {тогда} 15. Rxe7 {и нельзя} Qxe7 {из-за} 16. Nxd5 {и выиграв качество, черные теряют ферзя:} Kh8 ({В противном случае следует мат в 2 хода:} 16... Qe6 17. Nxf6+ Qxf6 18. Qxh7#) 17. Nxe7) ({Также есть ход} 14... Bb7) ({или} 14... g6) 15. Bc7 {Единственный ответ} Qd7
({Нельзя брать слона из-за потери фигуры:} 15... Qxc7 16. Nxd5 Bf5 17. Nxf6+ Bxf6 18. Qxf5 g6 19. Qxf6) 16. Ne5 Nxe5 17. Bxe5 g6 18. Qd4 Qd8
({Плохо} 18... Qc6 {из-за} 19. Bb3 Bb7 20. Rac1 Bc5 21. Qh4 d4 22. Bd5 Nxd5 23. Ne4 f6 24. Rxc5 Qd7 25. Bd6 d3 26. Bxf8 Rxf8 27. Qg3 Qe7 ({Или} 27... f5 28. Qd6 Qxd6 29. Nxd6 Ba8 30. Rd1 Nf4 31. f3 Bd5 32. b3 Kg7 33. Rc8 Rxc8 34. Nxc8 {с лишним качеством у белых.}) 28. Qxd3 f5 29. Rxd5 Bxd5 30. Qxd5+ Rf7 31. Qa8+ Rf8 32. Qxa6 fxe4 33. Qxb5 {с двумя лишними проходными у белых.}) 19. Rad1 Be6 {с равенством на доске.} *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Вариант «3. e3 »
Строго говоря ферзевый гамбит зовется гамбитом условно, ввиду того, что пожертвованная белыми пешками, быстро отыгрывается в большинстве случаев. Попытки защитить пешку могут выйти черным себе дороже. Ниже, один из примеров, когда черные решили сохранить материальный перевес. Белые ходом 3.e3 подкрепляют пешку «d», открывают дорогу своему белопольному слону и нападают на пешку «c4». Это третье по популярности продолжение после 3.Кf3 и 3.e4. Одновременно белые выстраивают пешечную цепь и провоцируют на те же действия черных.
[FEN "rnbqkbnr/ppp1pppp/8/8/2pP4/8/PP2PPPP/RNBQKBNR w KQkq - 0 3"]
3. e3 {Если черные захотят защитить пешку на <em>c4</em> ходом} b5 {то белые должны играть} 4. a4 {Лучшим ответом для черных будет ход} b4
({Если черные упорствуют и играют} 4... c6 {тогда следует} 5. axb5 cxb5 6. Qf3 Nc6 7. Qxc6+ Bd7 8. Qa6 {и черные без фигуры.})
({После} 4... a6 {белые играют} 5. axb5 {и на ответное взятие} axb5 6. Rxa8 {черные остаются без ладьи.})
({В случае} 4... bxa4 {следует} 5. Qxa4+ Bd7 6. Qxc4 {с перевесом у белых.}) 5. Qf3 c6 6. Bxc4 e6 {с комфортной для белых позицией. } *
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.